Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с
ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся —
чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей.
Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:
Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…
Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.
Примеры:
1.
Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет
мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не
будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на
первой стрелке.
2. Ребенок знает, что если постарается, то
может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем
нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на
второй стрелке.
3. У ребенка плохой контроль над импульсами,
или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то
сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не
запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл
мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и
постоянно размыкается.
Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.
1. Забота
Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.
Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и
примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело
затягивалось надолго, да и результат был не очень.
В чем проблема и
как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком
большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана
первая же стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось.
Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит
таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима
видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само
напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут
таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а
потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она
просто молча сидит рядом и задает рамки.
Очень быстро Дима
стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться
будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что
казалось всем фантастикой.
2. Совместная деятельность
Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше,
потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не
получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно
уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь =>
получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и
если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или
учения, совместная деятельность тоже может помочь — ну просто потому,
что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит,
что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет — стоит
задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что
скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более
приятным вещам.
3. Маленькие поощрения
«За каждую
красивую букву — одна изюминка». Это гораздо лучше работает, чем «за
каждую красивую страницу — пирожное». И намного, неизмеримо лучше, чем
«за пятерку в четверти — гаджет».
Пусть наш ребенок умен не по
летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные
дистанции от одной стрелочки до другой
Маленькие, совсем
маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и
за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция,
как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее
на полном серьезе. Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что
происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в
атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.
4. Наше одобрение и неодобрение
С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в
идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок
окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не
люблю тебя, плохо постарался» — станет вечно добиваться одобрения людей.
Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен
и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро
и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела
и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет
отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.
Не все
так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего
он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько
лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только,
чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе
вместо мотивации получится страх неудачи.
5. Парадоксальные награды
Это когда человек ожидал, что его начнут просто заставлять, а с ним
доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда
человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не
поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили
чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой,
походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда
запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном
случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был
расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда
человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение
не подействует.
6. «Сделал!»
«Получилось!» «Сделал!»
«Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе
сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха,
открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов,
запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов
дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за
этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем
сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?
Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг
Это просто с малышами — они, например, не замечают подсказки и очень
радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в
рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше
немного труднее, но если постараться — вполне достижимо. Нужно только
так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не
сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным.
Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят,
что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая
деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно
поставить задачу.
7. Поддержка внутренней мотивации
Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в
день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!»)
пока нет — до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка
внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился
получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую
пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало
перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей
фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и
истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и
разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ
«себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты
играешь — ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который
всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже
как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.
Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со
всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха —
хороший учитель. Но и мы тоже важны.
8. Коллективная и семейная мотивация
Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат
принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если
ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо
круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности
приносят нам радость.
Вне семьи коллективная мотивация тоже
работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не
«ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».
9. Справедливость
Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться
справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать
для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела.
Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной
физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.
Не
всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя
плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию
там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет
одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в
квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все — по мере сил.
10. Планирование будущего
Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но
уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться.
Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать
(«какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и
неритмичный»); наша цель — продумать вместе с подростком
последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и
соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право
передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление,
которое не должно нас разочаровывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий